»»»

Православие как личный выбор


Господь в каждое мгновение нашей жизни стоит возле наших дверей и стучится, терпеливо ожидая, что мы наконец-то услышим и впустим его в свою жизнь.

1.
Человек - это движение. И почти всегда по наклонной: если не вверх, то вниз. Этого можно не заметить. По слову И. Бродского:
Свистки, звонки, гудки, дела,
В конце всего - погост.
И смерть пришла, и жизнь прошла
Как будто псу под хвост.

Олег КурзаковОбидно и глупо так прожить, но большинство так и живет. У современности какое-то до одури оскорбительно легкомысленное отношение к человеческой жизни, к этому дивному бесценному дару. Тратить ее на приобретение вещей, удовлетворение страстей и похотей - предел, за которым пустота. "В жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны",- еще В. Вересаев писал.

А с чего начинается человек? Что заставляет его идти и искать самому и не вместе со всеми? Не безмыслие и послушливость современности, но почти всегда протест против нее, опыт боли, совестливое переживание. И как различны поводы к боли и поиску, так различны и выбранные пути: пьянство, наркотики, уход в секты - оскопление права на мысль, свободу и личность. По наклонной. Вниз гораздо легче. Но вырваться вверх из удушья бездуховности и смрада животности, значит увидеть Небо над собой. Православие дает человеку эту возможность. Дает свободу от тлена и смерти. Это вызов всем ценностям нашего потребительского общества. Протест с нотками революционности.

2.
Христианство по высоте мысли, чувства головокружительно. Как точно у О. Мандельштама: "Я христианство пью холодный горный воздух". Но как тяжело продраться к этой высоте! Вокруг Церкви - лютые псы предрассудков, сплетен о ней, невежества, мифов и карикатур. И многих с боязливым сердцем они отпугивают. Надо обладать мужеством и силой духа, чтобы переступить порог и не старух там увидеть, а Христа.

Православие - это мир смысла в окружающей бессмыслице, мир света среди кромешности современности. Чтобы что-то в нем увидеть, нужно войти в Православие, но не в грязных сапожищах предубеждений, тыча пальцем в иконы и святых, а босым, подобно Моисею при Неопалимой Купине, ибо земля эта свята, земля, политая кровью мучеников, потом и трудом возделанная многими поколениями наших предков. Извне Православие кажется набором нелепостей. Но в нем есть не просто обряды и таинства, а иное измерение, в котором не действенны законы материи, где исчезает власть земного тяготения, среда, сродственная душе, но чуждая плоти. Да, я тоже когда-то думал, что в Церкви лишь невежественные бабушки, да алчные попы - пьяницы и лицемеры.

Что если Христос и был, то только как учитель нравственности и просто хороший человек, а потом его учение переврали и напридумывали. А теперь из сердца, напоенного радостью, мне хочется благовествовать: "Радуйтесь и веселитесь, Христос воскресе!". Вера начинается с покаяния, желания омыть душу от грязи греха. Стать чище: "Окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся". Вера же в Христа как в Спасителя невозможна, по словам профессора богословия А. И. Осипова без осознания своей греховности, болезней. Здоровому не нужен врач, пребывающему в безопасности ни к чему помощь. Пока метастазы греха не разрослись, не захватили всей души, надо идти во врачебницу - ту самую сельскую церквушку, мимо которой ты всю жизнь проходил мимо.

3.
Православие делает человека свободным. Без свободы не было бы земной истории и культуры. В свободном выборе человек имеет возможность грешить. А грех всегда - это подпадание под несвободу, под власть чего-то более низшего. Засовывать руку в капкан. Быть праведным - значит быть свободным: от плоти, мира, времени. Быть грешником - значит быть рабом всего тленного и преходящего, всего самого низшего, вторичного, производного. Быть рабом той тени, которую отбрасывает человек пред солнцем Правды по греховной своей природе.

Не за Светом он следует, не за Истиной, а всего лишь за собственной убегающей тенью желаний. Человек догнать и настигнуть ее пытается, почитая тень материальной. А тень эта - грех - всего лишь недостаток света, неполнота. И Христос воистину "Свободитель душам нашим". Помнить: ты образ и подобие Бога, и тело твое - храм Духа Святага.

4.
Атеистическая пропаганда очень долго и упорно вдалбливала тезис о том, что в религию подаются люди слабые, сломленные, бегущие от трудностей жизни. Христианство - это религия рабов. Но даже неглубокое знание христианства показывает, что быть христианином сложнее, нежели жить без Христа. Стойкость тысяч мучеников, подвижничество уже говорит о чем-то. Именно сила Духа смогла создать христианскую европейскую цивилизацию и ее культуру. Быть христианином - значит отсекать от себя все ложное во имя истинного, делать выбор.

Не только обряды принимает верующий, но и учится жить с обостренным чувством совести, с постоянным осмыслением каждого своего шага. Ничто так не требует в современном мире трезвости ума и осмысленности, как Православие. Зачем ты в этом мире? Каков ты и каким должен быть? Во имя чего живешь? В утренних и вечерних молитвах осмысление всех ошибок своих и грехов и покаяние. Жить, мысля сложнее, чем жить безмысленно, сложнее в борении с мирскими страстями и соблазнами, чем послушным их рабом. Что движет тобой?

Сердце, исполненное любовью или те части тела, что заняты лишь физиологией? Чтобы стать истинным христианином, надо иметь духовный стержень, быть способным к осмыслению мира, себя и своих поступков, к покаянию и всепрощению. Христианство - религия духовной силы, подаваемой по благодати Господней.

5.
И еще о свободе. Когда-то я думал, что только атеизм может дать мне свободу и независимость, объективность, всестороннее постижение мира. Но если нет Бога, то нет и души, а лишь одна материя. И значит, нет и свободы, ибо в материи уж точно нет свободы, а лишь необходимость. Тогда я существо наихудшее, что создала природа. Я животное, умеющее говорить и мыслить, убивать себе подобных. И нет ни надежды, ни утешения. И вся культура в этом случае лишь сублимация человеческой похоти. И мне можно все.

Никто не взыщет за мои поступки, кроме мне подобных, когда я причиню им явное зло. Никто не отпустит мне мои злые деяния, да и зло тогда относительно. И значит, если невозможно обновление, я накопитель всех нечистот мира. Атеизм способен лишь отрицать и отнимать у человека и смысл жизни, и ответственность за нее, многомерность и сложность его личности, ее свободу и независимость от мира. А взамен - что? Животное существование или в лучшем случае тошнота Ж. П. Сартра от одуряющей бессмысленности жизни, пустота и отчаянье человека, затерянного среди вещей, безысходность и беспутие? Быть частью природы, ее песчинкой? Но что тогда для человека мораль и духовность, и кто ему судья? Уж точно не люди.

Православие как личный выбор У них-то, какое право судить, таких же окультуренных животных? Что знаем мы о мире? Человек невежественным недоучкой берется отрицать то, чего не постиг и не вместил ради чего? Бога уж точно ради того, чтобы не мешал жить всласть и вдоволь. Так плохой и нерадивый ученик ненавидит требовательного учителя, которого любят лишь лучшие ученики. И этот нерадивый ученик на уроке пытается спрятаться от учителя за спины других, сесть подальше, чтобы не трудиться, а заниматься чем-то личным. И самый жуткий страх для него, это страх того, что учитель неожиданно спросит его - и поставит двойку. В самом закоренелом безбожнике живет этот страх двоечника.

Человеку уже в силу своего физического строения свойственна устремленность вверх. Стремление к высшему. И отнять его, отнять стремление ребенка к чуду, убить в каждом этого ребенка и выпотрошить внутренний мир преступно. Достижение не Царства Божия, а царства сытости. Прошлый век показал, чем оборачивается свобода без Бога. На сытую часть человечества находит усталость Сизифа, усталость бессмысленности. Лишь что-то, что не поддается материи, мучается в нем и мучает его. Его забитая, замурованная, перекалеченная душа.

На невиданных скоростях мчится эпоха, в ней некогда задуматься и осмыслить себя. И человек в ней как в переполненном и галдящем автобусе, где все друг друга толкают. Нет времени подумать о Вечности. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни стоит возле наших дверей и стучится, терпеливо ожидая, что мы наконец-то услышим и впустим его в свою жизнь.


Олег Курзаков

Курзаков Олег Николаевич

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Количество времен года (сезонов), прописью?