»»»

Неувядаемый Цвет Души


Неувядаемый Цвет Души

В поселке Курагино 1 августа состоялся концерт Красноярского молодежного хора Краевого Союза духовного возрождения Отечества "Неувядаемый Цвет". Из репертуара хора были представлены музыкальные произведения Русской Православной Церкви, также русские и украинские народные песни, баллады военных лет в память 65-ой годовщины Великой Победы.

Хор В современном мире редко можно услышать живое акапельное многоголосное пение без музыкального сопровождения, когда единственным инструментом является человеческий голос. Среди засилья синтетической музыки и пения под фонограмму курагинцам и жителям района была предоставлена редкая возможность насладиться живым исполнением, живым звуком.

Хор "Неувядаемый Цвет" уже неоднократно посещает Курагинский район и дает концерты. Состав хора - это молодые юноши и девушки, которые вот уже пятый год совершают своеобразный подвиг, они сплавляются на плотах по рекам Курагинского района - Шинда, Казыр, Кизир, Туба, чтобы добраться да самых отдаленных, отрезанных от центра населенных пунктов нашего района. Часто им приходится преодолевать и дождь, и град, ветер и холод, но ребята продолжают делать это благое дело. Думаю, верные и благодарные слушатели, которые уже знают и ждут приезда молодежного хора и их концертов, тому подтверждение.

В этот раз я хочу представить читателям беседу с художественным руководителем и дирижером хора "Неувядаемый Цвет" Кириллом Русяевым, который уже много лет стоит во главе этого коллектива. В 2002 году он окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального факультета Красноярской Государственной Академии музыки и театра.

- Кирилл, скажите, какую цель и задачи ставите перед собой вы и участники хора, отправляясь в такое серьезное и трудное путешествие по нашему району?
- Как-то после сплава у нас было интервью с программой телекомпании "Енисей-Регион". И корреспондент тоже спрашивала нас о том, что мы несем своим сплавом, для чего это делаем? Тогда я ответил ей, что по большому счету - сплав в первую очередь нужен нам самим, что это хорошая возможность проверить себя на прочность. Когда можно отрешиться от повседневной городской жизни, соединиться с природой и посмотреть вообще чего ты стоишь сам по себе, без связи, автобусов, теплой квартиры, готовой пищи, горячей воды.

Та журналистка мне тогда сказала, что не слишком ли это мелко, устраивать такое турне, претендующее на серьезный замах и ориентироваться на себя, а что вы несете людям? Я часто задумываюсь над этим вопросом, потому что он довольно серьезный. Но мне кажется, что не так уж это и мелко. То, что мы делаем хотя бы и для себя, уже очень большое дело. Считаю, что это индивидуальная работа над собой многих людей, это способность совместного проживания в непростых условиях, нахождение в сложных ситуациях, попытка коллективно решать общие проблемы, уступать друг другу.

- Но, думаю, опыт показывает, что вы выдерживаете это испытание?
- По-разному случается, бывают и падения, и подъемы. Наверное, мы все-таки несем что-то людям, слушателям. Хотя считаю самонадеянным говорить, что мы такие молодцы и принесли кому-то благо. Пусть лучше люди решат. Как можно сказать, приехав в какую-нибудь деревню раз в год, где люди ничего не видели и после нас еще год ничего не увидят, что мы сделали большое доброе дело? Это как раз самонадеянно и глупо. Сказать, что мы делаем это хотя бы для себя - по крайней мере честно. Мы, конечно, пытаемся и стремимся принести духовность людям, но говорить о том, что мы делаем великое дело, это самоуверенно и горделиво.
Хор
Мы надеемся, что когда исполняем богослужения в поселках Кошурниково, Курагино, люди - сельские жители - посмотрят на это с другой стороны, они увидят церковные песнопения так, как видим их мы, что богослужение - это очень интересно, если в нем принимать участие, это праздник и радость новой вести. Это радость приобщения к творчеству людей, которые жили для нас, это незримая беседа с теми людьми, которые написали эту музыку, это Иоанн Дамаскин, Анатолий Пустынник, Кир Иосиф и другие.

На наших концертах мы обращаем внимание на то, что люди, которые пришли нас послушать, заметно преображаются. Сложно сказать, что это происходит из-за нас, не берусь такое утверждать, но в ситуации, когда вообще никто не бывает в этих деревнях, кроме клубной дискотеки, то наши выступления - это разнообразие, не похожее на то, что они видят повседневно. Связанно это с тем, что мы не поем под музыкальное сопровождение, а поем только акапельно.

В современном мире акапельное пение воспринимается как чудо, хотя это конечно не так. Многие удивляются, когда узнают, что мы поем без баяна, синтезатора, или гитары, что нам не нужно, ни микрофонов, ни усилителей. Все оттого, что мы просто забыли, что простое, обычное пение, которое для нас сейчас кажется чем-то удивительным, на самом деле вполне естественно и даже необходимо. Сто лет назад это было так же естественно, как дышать, а сегодня это диковинка. Этот миф мы стараемся развеять.

Сейчас принято считать, что для того чтобы петь, нужно учиться несколько лет, познавать какие-то тайные, почти алхимические науки, которые закрыты для всех, что пение - это удел избранных и только человек, который обладает каким-то особым даром, может петь, и этот миф мы тоже хотим развенчать своим существованием. Потому что в нашем коллективе лишь немногие участники имеют специальное музыкальное образование, и может быть, мы поем не очень хорошо, но нельзя отрицать того факта, что мы поем. Поем и на четыре голоса, а то и больше, девчата и ребята могут держать свои партии и сочетать их с другими, а главное, получать от этого удовольствие.

- В каком году образовался хор и кто стоял у истоков его создания?
- Образовался в 1999 году, тогда он назывался молодежный хор Краевого Союза духовного возрождения Отечества, создателем и директором хора является Наталья Николаевна Винник, она же и председатель Союза духовного возрождения Отечества. В 2002 году хор получил новое название "Неувядаемый Цвет". Я пришел в хор, как певец в 2000 году, через два года стал художественным руководителем. Состав хора постоянно обновляется, в сравнении с 2005 годом, состав поменялся на 80%, приходят новые участники, а многие создают семьи и становятся родителями. Можно сказать, что сейчас - это второй состав хора.

- Отчего такое название пришло - "Неувядаемый Цвет"?
- Летом 2002 года мы ездили по городам и поселкам Красноярского края вместе с протодиаконом о.Андреем Кураевым и пели перед началом его лекций либо в конце. Тогда мы посетили и Курагино, побывали в храме в честь Сошествия Святого Духа, его настоятелем в то время был отец Александр Васильев. В тот год в курагинском храме впервые произошло удивительное чудо с венком из живых цветов, который обычно готовят к Пасхе, после праздника венок постепенно засыхает, но через какое-то время на нем начинают пробиваться новые побеги и распускаться цветы. Тогда мы первый раз увидели это явление.

Недели через две после этого мы поехали в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Лавру для того, чтобы там пожить, послужить, поучаствовать в богослужениях и вообще прикоснуться к северной столице русского Православия. И там один из монахов Лавры принес нам рукописный листок и спросил, не сможем ли мы завтра на Литургии на запричастном концерте спеть эту песню? Это оказался духовный стих "Неувядаемый Цвет", мы его разучили и на следующий день спели.

Неделю мы пробыли в Лавре, потом на автобусе поехали в Финляндию. Была такая договоренность с Православной Церковью в Финляндии. Мы заранее сообщили им, какая у нас будет программа и что мы будем петь. Они напечатали брошюрку на финском языке с репертуаром нашего хора. И когда мы приехали к ним, то увидели, что на обложке этой брошюры находится изображение иконы Божьей Матери Неувядаемый Цвет. Получается, что менее чем за месяц нам было три явления, три знака, и в Красноярск мы уже вернулись с названием "Неувядаемый Цвет".

- Где вы уже успели побывать в Курагинском районе?
- Начали мы свой сплав с Шинды, поселка Кошурниково, потом были в Журавлево, Кордово. В Имисском у нас, к сожалению, не было концерта, мы туда очень поздно пришли, не рассчитали воду, в этом году она сильно упала, течение было слабое и мы очень долго плыли - восемь часов, хотя рассчитывали доплыть всего за пять. Добрались до места в восемь вечера, а концерт был назначен на шесть часов. И в прошлом году была похожая ситуация, наш концерт был назначен днем, но из-за дождя нам пришлось сделать остановку посреди реки на каком-то острове и встать там лагерем, потому что воды в плот набиралось так много, что мы не успевали ее вычерпывать, мы могли просто утонуть. Из-за этого потеряли два часа и приплыли в Имисское очень поздно. Еще вдобавок ко всему, не было сотовой связи. Нам очень неприятно, что мы подвели жителей Имисского, уже второй год подряд из-за погодных условий мы не можем попасть туда вовремя и поэтому срывается концерт. Думаю, что нам надо будет как-то приехать в Имисское и загладить свою вину.

Из Имисского нас забрали на машине, привезли в Курагино - дожди помешали добраться вплавь до районного центра. В четверг мы поехал на автобусе в Жербатиху, где прошло наше выступление. В пятницу, 30 июля мы съездили в Шалоболино, побывали во вновь возрожденном Троицком храме, и в местном ДК дали концерт.

- Кирилл, знаю, что в репертуаре вашего хора есть произведения, музыку к которым написали вы. Это молитвенные песнопения "Верую, Господи, и исповедаю" и "Достойно есть". Почему вы больше не стали писать, с чем это связано?
- Я считаю, что церковных песнопений написано достаточно много, и для того, чтобы писать самому, надо узнать то, что уже написано. Есть такой известный музыковед фамилия его Левашов, в 1986 году в советское время он издал словарь композиторов от древности до революции, которые писали церковные произведения. Он проделал огромную работу, собрал все возможные, какие только смог найти, дореволюционные издания. И нашел две тысячи фамилий тех людей, которые писали музыку для Русской Православной Церкви.

У того же композитора Александра Архангельского написано две всенощных, Литургия, отдельные произведения, концерты духовные и светские. У Дмитрия Бортнянского тоже несколько Литургий, всенощные, тридцать три концерта, тридцать пять двухорных концертов, отдельные произведения. И это я назвал только две фамилии, а их две тысячи, то есть это огромный пласт. По моему мироощущению для того, чтобы сказать что-то новое в церковном пении, необходимо сначала узнать то, что есть. И здесь я могу сказать словами Сократа - я знаю только то, что ничего не знаю, чем больше узнаёшь, тем больше понимаешь, что ты еще так далеко, чтобы понять, прикоснуться к русскому церковному пению.

- Поделитесь своими впечатлениями от пребывания в нашем Курагинском районе?
- Общие впечатления, конечно, самые теплые, потому что нас везде встречают как родных, это очень греет и немножечко даже смущает, мне кажется, мы не заслуживаем такого отношения, но нам очень приятно, что нас так тепло принимают. И в ответ мы надеемся не подвести доверие людей.


Беседовала
Надежда Мисюрова
mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?