»»»

Апробация курса "Основы религиозных культур и светской этики"


Апробация курса "Основы религиозных культур и светской этики"

С 1 апреля 2010 г. в 19 регионах России, в том числе Красноярском крае, началось преподавание нового курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Пока предмет запущен в порядке эксперимента, который продолжится до 2012 года. Цель комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основы религиозных культур и светской этики

Родителям предлагается выбрать один из модулей курса: "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы православной культуры" и "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Именно родители должны решать, что именно будет изучать ребенок. Так, учащиеся одного класса могут выбрать разные модули и школа должна обеспечить условия для их изучения.

Чтобы познакомить родителей с курсом ОРКиСЭ школа должна организовать не менее трех родительских собраний, на которых каждый родитель имеет возможность познакомиться со всеми модулями курса и учебными пособиями к ним. В реальной ситуации, родители оказываются дезинформированы о назначении курса и их правах при выборе курса для ребенка. Для успешной апробации курса необходимо, соблюдение всех требований выдвигаемых Министерством образования, основными из которых является информированность и добровольность выбора.

ОРКиСЭ - это культурологический курс, в основе которого лежит обращение к вопросам духовности и нравственности. В этой связи огромный потенциал несет модуль "Основы православной культуры", знакомящий учащихся с богатством отечественной духовной культуры. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий так пишет о значении Православия для личности отдельного человека и государства в целом: "В России Православие - это сила, которая веками формировала наше самосознание, без которой немыслима русская культура.

Университет даёт человеку знания, знакомит его с тысячелетними научными и культурными традициями, воспитывает в нём личность. Но не может быть гармоничной личности без внутреннего духовного стержня, без ценностей и идеалов, без крепкой нравственности, без ответа на мучительные, но жизненно важные вопросы: ради чего стоит жить, работать, совершать научные открытия, наслаждаться творчеством. Об этом могут не рассказать на лекции, но если студент не решит для себя эти проблемы, он никогда не станет успешным учёным, грамотным специалистом, творчески реализовавшейся личностью. Залог величия и могущества страны нашей в том, когда светская жизнь объединяется с Православием. История России доказывает, что Православие всегда было духовным стержнем государства Российского".

К разработке курса ОРКиСЭ были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла авторским коллективом под руководством протодиакона Андрея Кураева для использования в эксперименте подготовлен учебник "Основы православной культуры". Учебник А. В. Кураева получил ряд положительных внешних рецензий, включая рекомендации нескольких академиков РАО. В процессе работы над учебником каждый мог познакомится с его содержанием и внести собственные рекомендации автору.

Содержание всех модулей курса ОРКиСЭ группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция. На этих базовых ценностях - Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. В ходе изучения курса большое внимание будет уделяться привлечению родителей к формированию у детей ключевых духовно-нравственных понятий. Каждый из модулей предусматривает совместную проектную деятельность, в которую могут включаться все члены семьи учащегося.

Среди государственных документов, определяющих приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201). В Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XVIII Международных Рождественских чтений 2010 г. отметил: "Особенно важным представляется отметить, что в православной составляющей курса Основ духовной культуры принципиально отсутствует какая бы то ни было полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения. Сегодня для всех нас главной задачей является созидание в нашем обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно молодым поколением идеи гражданской солидарности во имя общего блага".

Для наиболее эффективной апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики", в том числе модуля ОПК возможно проведение следующих мероприятий:
- Организация разъяснительной работы с населением через СМИ;
- Создание на школьных сайтах информационных страниц о принципах и особенностях курса ОРКиСЭ;
- Привлечение священнослужителей и лиц, имеющих высшее Богословское образование к участию в курсах повышения квалификации при изучении учителями модуля ОПК.
- Оказание консультативной помощи учителям, преподающим модуль ОПК со стороны педагогического сообщества Воскресной школы.
- Создание "Горячей линии" для разрешения вопросов, возникающих у родителей по выбору изучения курса ОРКиСЭ;
- Разработка методических и дидактических материалов по курсу ОПК в помощь учителю и учащимся преподавателями детской Воскресной школы.
- Организация в школах родительских лекториев для знакомства с особенностями курса ОРКиСЭ, в том числе модуля ОПК;
- Своевременное знакомство учителей с нормативно-правовыми документами по апробации комплексного учебного курса;
- Проведение совместных творческих мероприятий учащихся детской Воскресной школы с учениками, изучающими модуль ОПК;
- Установление сетевого взаимодействия между преподавателями модуля ОПК в решении проблем, связанных с преподаванием, обмену опытом.

Преодоление существующих недостатков при апробации курса ОРКиСЭ позволит учащимся глубже узнать отечественную духовную культуру и, в конечном счете, даст возможность нашему государству выйти на новый духовно-нравственный уровень развития общества. Это может произойти только в случае осознания каждым человеком личной ответственности за духовно-нравственное состояние подрастающего поколения.


Вера Гордашевская,
сайт Минусинского благочиния

www.blago.minusa.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?