Взгляд в прошлый век (Сибирское село в 20-е - 30-е годы).


Автор уч-ся 11 класса Алексеевской СОШ №9 Буянова Елена.
Научный руководитель - Романченко Мария Васильевна, учитель истории.
2003 г.


Моя работа посвящена 100-летию села Алексеевка, основанном в 1908 г. Первые исследования по истории села Ю.Рядинской, Е. Фоминой, А. Медведевой охватывают период с момента заселения села Алексеевка до конца 20-х годов. В них подробно исследуются вопросы первоначального обустройства переселенцев, их быт и занятия. Большое внимание уделено проблеме раскулачивания, дальнейшей судьбе репрессированных семей. В своей работе я попытаюсь показать на примере семьи своей прабабушки судьбу простой небогатой семьи, основным содержаниям жизни которой, был не только тяжелый крестьянский труд, но и повседневная жизнь, воспитание детей, соблюдение народных традиций. История семьи тесно связана с историей страны. Период, который исследуется в моей работе - вторая половина 20-х - первая половина 30-х годов.



Переселение в Сибирь.

После окончания революции 1905 - 1907 гг., когда выяснилось, что прирезки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились на восток. Не смотря на сплошное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с возросшим числом переселенцев. В 1906 - 1916 гг. в Сибирь уехало 3,1 млн. человек. В основном это были крепкие молодые люди, в их числе были и мои прапрадеды: Родькины Сидор и Фекла, и их дети: 6 летний Федор и 2-х летняя Матрена. Ехали из Смоленской губернии, Хиславического уезда, деревни Изоповки. Добрались до Красноярска по железной дороге, оттуда их направили в Краснотуранскую волость, деревню Малый Башкир. В 1912 году они добрались до места, перезимовали в землянке. Условия жизни в Башкире были тяжелые: не было воды, леса.


Обзаведение хозяйством.

В 1913 году переехали в Алексеевку, которая была основана переселенцами в 1908 году . Построили землянку. Стали поднимать целину, обзаводиться хозяйством.
Прадеды были люди работящие. Много умели, ведь приходилось вести натуральное хозяйство. Богатыми не стали, но и не бедствовали. Вырастили детей, научили их ремеслу, рукоделию, приучили к тяжелому крестьянскому труду.

Свадебный обряд.

В 1928 году моя прабабушка Матрена Сидоровна вышла замуж за Мордина Александра Кузьмича. Молодые, живя в одном селе, хорошо знали друг друга. Свадьбу играли по тогдашнему обычаю. Вначале было сватанье, сватами были родственники жениха, обычно люди семейные, преклонного возраста. Входя в дом невесты, сваты, через правое плечо у которых, перевязаны вышитые рушники, начинают разговор издалека, постепенно подходя к главному: "Мы слышали, у вас есть красный товар, а у нас есть купец. Ваш товар, а наш купец",- далее шел шутливый торг, во время которого выяснялось, стоит ли говорить о деле прямо. Если невеста согласна, то перевязывает полотенце свату через левое плечо, а, бывало, если сватам отказывали, то невестины друзья - подруги могли повесить на ворота незадачливому жениху - тыкву ("гарбуза"), тогда о его позоре узнавала вся деревня. Но вернемся к моей прабабушке. Она выходила замуж по согласию, поэтому сваты и родители невесты договаривались о дне свадьбы, о приданом. Договорившись обо всем, разрезали каравай, который нес дружка жениха, и всем давали по кусочку, считалось, что отведав свадебный каравай, дольше останешься молодым.

Приданое обычно готовили для девушки в течение всего девичества. Главное приданое - сундук с одеждой, бельем, вышитыми полотенцами, скатертью, простынями, вышитым околодком . На сундук клали постель: перину, одеяла, подушки. Сундук по обычаю "выкупался" во время свадьбы дружками жениха. Невесте также давали корову или стельную телку, несколько овец, это зависело от благосостояния семьи. Но вот отгуляли сватанье в доме родителей невесты и начиналась подготовка к свадьбе. По вечерам у невесты собирались подруги на девичники, вечерки; шили свадебное платье, делали венок из искусственных цветов, привязывали к нему ленты, вышивали, вязали для невесты, наряжали гильце - свадебное дерево (куст), украинцы называли клэчиння. Обычно это была береза, небольшой куст из веток, украшенный искусственными цветами и лентами. Занимаясь предсвадебными хлопотами, девушки должны были разжалобить невесту, они пели обрядовые песни. Считалось хорошим знаком, если перед свадьбой и на свадьбе невеста плачет. Мать тоже дает свои наказы:

"Доченька моя, милая моя,
Отдаю я тебя в чужие люди,
А в чужих людях будь покорна,
Уважай семью и отца с матерью".


Накануне свадьбы в доме невесты и в доме жениха собирались замужние женщины - родственницы и пекли обрядовую стряпню, так называемые "шишки". С утра, в день свадьбы, рано приходили подруги невесты, заплетали ей косу, надевали платье, венок, при этом пели и приговаривали:

"Мы тебя, молодая, наряжаем,
Счастьем, долей, наделяем.
Чтоб здорова была, как вода,
А счастливая, как земля".


Затем невеста с дружкой, взяв большой узел с "шишками", шли приглашать гостей на свадьбу. Всем, кто встретится на улице, надо было поклониться. Входя в дом, тоже кланялись, и говорили слова приглашения: "Просили отец и мать, и я прошу приходите к нам на свадьбу", и оставляли "шишку". Жених со своим дружком (боярином) тоже обходили дворы своих родственников, знакомых, и разносили свои "шишки", приглашая на свадьбу. А в это время шли последние приготовления в домах жениха и невесты: накрывались столы, готовились угощения. Заранее пекли хлеб - это были или калачи, или мелкие булочки, варили самогон, брагу, квас. Обязательно готовили холодец, доставали припасенную домашнюю колбасу, которая хранилась в макитре - большом глиняном сосуде в виде ведра, залитое салом, в погребе. Ставили на стол ковбык - начиненный пластами мяса с чесноком и специями, запеченный в русской печи свиной желудок. Варили "бублики", их готовили из опарного сдобного теста, которое круто месили, давали выстояться в кадушке, затем катали и варили в большом чугуне. Сваренные, раскладывали на специальные решетчатые доски и ставили в печь. Подавали вареники с различной начинкой: капустой, печенкой, картошкой - их заправляли жареным с луком салом. Вареники с творогом заправляли сливочным маслом и к ним подавали ряженку. В печи в больших чугунах тушили картошку с мясом, ставили на стол квашеную капусту, огурцы, рыбу.

Собравшиеся у невесты гости гуляют, ждут свадебного поезда. Свадебным поездом руководил сват, теперь у него рушник перевязан через левое плечо. В поезд входило нечетное число гостей: девять или одиннадцать человек, ведь жених ехал за своей парой. Во время приезда жениха у невесты поют печальные песни:

"Едет, едет, разоритель мой
Разорил мою головушку,
Растрепал он русу косоньку
И сгубил он девичью красу".


Краса девичья - это коса, которою жених должен расплести после свадьбы, и заплести в две косы, с тех пор девушка считается молодухой и без головного платка ей на людях и дома показываться нельзя. Бояре (дружки) жениха выкупая место рядом с невестой, долго торгуются, за что от дружек невесты слышат соответствующую моменту песню:

Мы думали, шо наш зять богатый,
А вин скупуватый,
7 дэнь проробыв, 7 копиек заробыв.
Кинув на тарилку
За Матрену- дивку.


или:

А мы думали, что вы ехали
А вы пешком шли, молодого в мешке несли
Светелку в корзине,
Чтоб не съели свиньи.

Выкупают и свадебное дерево, которое стоит перед невестой, да еще надо выкупить приданое- сундук и постель. Рядом с невестой сидит ее младший брат, бьет по тарелке ложкой, требует выкуп за косу:

"У моей сестрицы золота косица
И стоит- то дорого".
А гости со стороны, жениха ему отвечают:
"Братик, не церуйся,
Не продай за рубль, за четыре,
А продай за три золотые".


Наконец, место выкуплено, жениха заводят за платочек за стол и садят рядом с невестой, (это делается для того, чтобы между ними никто не прошел и не сглазил) он ей целует руку, снимает с нее платок, которым она прикрыта. А в это время гости со стороны невесты поют, приглашая гостей жениха:

"Просим, бояры, систы,
Билого калача исты,
Червоного пыва питы,
Шоб мыло говорыты".


Хвалят невесту, какая она работящая:

Ижтэ, бояры, ложками
У нас капуста дижками,
Наша Матрена нэ гуляла
Та капусту поливала.

Затем крестная и крестный собирают подарки в передник, а молодые наливают и подают вино гостям. Вскоре жених увозит невесту и часть ее гостей к себе, а гости поют матери невесты:

"Выгрибай, маты, жар, жар
Будэ тоби дочку жаль, жаль,
Кыдай у пичь дрова,
Оставайся здорова",


а если у родителей есть еще неженатый сын, то поют:

"Кыдай у пичь трискы (щепки)
Дожидайся нывисткы"


Мать же благословляет уходящую дочь иконой:

"Я тебя, дитя, родила,
Я тебя замуж отдала.
Пусть тебя Бог благословит,
И я благословляю".


В воротах усадьбы жениха горит костер из соломы, через который должен переехать свадебный поезд - огонь должен очистить всех. В дверях дома отец и мать встречают молодых. Отец держит каравай хлеба - символ сытости и богатства, мать - икону, которой благословляет молодых. Бывает, молодые кусают по очереди каравай: кто больше откусит, тот и хозяин в доме. После этого невеста целует родителей, и все проводят ее в дом. Невестины гости, заходя в дом, говорят:

"Чи ни перелетела ли наша курочка к вам?
Если перелетела, воды подливайте, пшена
Досыпайте, пускай будет вам!"


Жениха и невесту садят на почетное место, свадьба продолжается. На второй день свадьбы гости идут на невестины блины, а дружка несет ей завтрак. Блины тоже выкупают. Затем гости "сорят" деньгами, невеста должна их собирать, а мусор мести. Наблюдают: если быстро собирает деньги, то будет хорошей хозяйкой и скупой на деньги, если метет от порога внутрь избы, то все будет в дом нести, а сор из избы не вынесет. В этот день молодые идут приглашать родителей невесты в гости. На третий день подружки невесты, гости в доме родителей теперь уже молодухи, наряжают курицу в разноцветные ленточки и идут в дом жениха с этой курицей, а входя в дом поют:

"Молодка, молодка, молоденькая,
Головка твоя спобедненькая,
Не с кем молодке ночку ночевать -
Темну коротать.
Далеко - далеко, на той стороне
Друг твой милый вспоминает о тебе"
Курицу впускают в дом жениха и говорят:
"Принесли мы тебе молодку молоденькую,
а за молодку подавай нам стопку"


И снова идет свадебное веселье.

Страница 1 из 4 1 2 3 4 > >>
14.09.2005 / Просмотров: 2285 / ]]>Печать]]>
 Календарь новостей
«Ноя.2017
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Курагинский район, история, краеведение, сплавы, походы, велопутешествия.

Курагинский клуб моржевания и закаливания Льдинка

Клуб ЗЕМЛЯКИ-КУРАГИНЦЫ

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

 

 Опросы
Оцените этот сайт
Отлично!
Хорошо
Нормально
Так себе
Плохо!

Район, в ктором мы живём! : Одноклассники

 


Главная | О проекте | Карта сайта | Обратная связь | RSS При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Использование фотоматериалов только с письменного разрешения. Ваши мнения, предложения и замечания просим направлять на наш e-mail.
Сайт семьи Никулкиных © 2004 - 2017 NikaVA

Рейтинг@Mail.ru Красноярский рейтинг сайтов на Krasland.ru