»»»

Волны памяти (часть 5)


Любовь Лесова (Сараскина Любовь Евгеньевна)

Волны нашей памяти порой смешат, порой печалят, но настойчиво призывают достойно и интересно жить дальше.

Продолжение воспоминаний

Любочка, Любаша воспринимаются мной, как совершенно другие личности, отличные от меня сегодняшней. Tempora mutantur et nos mutamur in illis (Времена меняются и мы меняемся с ними). Без мудрости на латыни и сейчас никак! Что влияло на становление человека, в частности, на мое становление, на мой личностный рост? Как мы пережили и живем в различных, можно сказать, полярных системах ценностей социализма и капитализма? Разницу взглядов, личностных ориентиров, образа жизни хорошо высвечивают встречи выпускников. Причем, выпускники- одноклассники – это одно: здесь всегда чувствуется воспитанное советской школой уважение друг к другу, терпимость, бескорыстие...

Мои друзья-одноклассники

Советские вузы проповедовали те же ценностные ориентиры, что и школа. Но много что из происходящего вокруг влияло на студентов эпохи социализма. Развращало пропагандируемое общество равных возможностей и скрываемая, но всем известная система «блата». Люди завязывали «нужные» знакомства. Не казалось унизительным отовариваться благодаря связям лучшей одеждой и лучшими продуктами. Как «устраиваться в жизни» учила сама быстро меняющаяся жизнь. Обязательное распределение специалистов в пору моего окончания вуза уже было отменено. Поэтому все трудоустроились сообразно своим связям и возможностям. Я к тому времени обзавелась семьей, ждала ребенка и осела в городе.

В Красноярске родным местом по-прежнему оставался педагогический институт, куда я с радостью и пошла работать на кафедру иностранных языков сначала лаборантом-методистом, затем преподавателем-почасовиком. Пять лет проработала в этом замечательном вузе, моей Alma Mater. Здесь происходило становление в профессии, шли дальнейшие поиски научных интересов. Постоянно происходило повышение профессионального уровня, но здесь речь не об этом, а об эмоционально значимых моментах личностного роста. Самым ярким событием этого периода была поездка в (тогда) ГДР в качестве помощника переводчика. Помню Берлинскую стену, выставку цветов в Лейпциге и обувные магазины Потсдама. Кто-то в нашей группе, как и подобало, рассматривал экспонаты Потсдамской конференции, а кто-то вместе со мной прочесывал магазины этого чудесного городка. Понятно, что потом нам, где следует, указали на наши «нездоровые» интересы, но я была счастлива, что привезла сынишке чемодан качественной немецкой обуви и другой одежды. И не раз потом сама удивлялась, откуда у случайных мальчишек курагинских Черемшанки или Микрорайона немецкие кроссовки или стильные импортные костюмчики. Все просто: это сынок вырастал из обновок, и они донашивались всей округой (околотком, по-старому стилю).

В каждой семье с малолетства дают понять «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитание в социалистическом государстве реально работало. Образование должно всегда включать в себя обучение и воспитание. Образование не может быть просто образовательной услугой, а в воспитании, непрерывном процессе, следует акцентировать основные идеи воспитания, важные для общества. Патриотизм, гордость за свою страну, чувство единения с народом формируются по мере взросления в любом нравственно здоровом общественном строе. А вот отдельные лозунги-установки могут причудливо преломляться в рамках отдельно взятой личности, так у бывших «совков» - комсомольских активистов вдруг раскручивается серьезный бизнес. Кто-то лихо «переобулся» и преуспел уже в другом строе. Частная собственность, бизнес, капитал манили кажущейся доступностью, открывали новые возможности, открывали мир.

Коллективизм, неприятие мещанства, подчинение интересов личности общественным, «каждому по труду», равенство – вот что сызмальства формировали при социализме. Однако, есть и плюсы, и минусы этого воспитания. Чем образованней человек, тем меньше его будет устраивать позиция винтика, конечно, если он не сам сознательно на это пошел где-либо на государственной службе. «Каждому по труду» – замечательный лозунг, но не всегда понималось, что кроме физического, должен достойно оцениваться еще и высокоинтеллектуальный труд, и художественный труд, да и много какой еще. С гегемоном тогда явно переборщили. И уж точно «кухарка не может управлять государством»: нужно очень много учиться, чтобы хоть немного знать. Ложные установки привели к зависти, озлобленности, к тому, что многие перестали осознавать свое место в обществе.

И уж самое неприемлемое: «все равны». Не равны! Из-за врожденных особенностей интеллекта, способностей, образа жизни, полученного образования и занимаемого положения в обществе. «Что положено Юпитеру, то не положено быку» – верен афоризм древнего философа. Так устроен мир. А социалистическая уравниловка приводила и сейчас все еще приводит к ревности к чужим успехам и положению. «А я чем хуже?» – рассуждает человек, смотря на достаток другого. Одно дело, если незаконный достаток, несправедливость и безнаказанность развращают. Но, если все заработано своим трудом, любым видом законного труда?! Что же, тогда признайте, вы хуже! Совершенствуйтесь, чтобы тоже всего этого достичь! Желать имущества предмета зависти и зла вашему недостижимому образцу, это неприемлемо, это грех в любой религии, которую вы исповедуете.

Мне понравилось, как Мишель, хозяйка дома, где я останавливалась во время учебы в Бристоле, рассуждала о богатстве королевских особ: “That`s not the part of my world!” (Это не часть моего мира). Разумный человек понимает, что короли, бизнесмены, спортсмены, звезды шоу-биза – это одно, а его собственная частная жизнь и его возможности – это другое. Глупо завидовать королю, если ты не король! И равенства между людьми, к сожалению, нет, а попытки изменить миропорядок приводят, сами знаете, к революциям и большой крови. И еще удручает тщетность этих революций, потому что природа человека неизменна: кто добрался до власти, благ и безнаказанности, тому все мало, все берет, всем пользуется, не случайно так и называется теперь «общество потребления». И HOMO не SAPIENS никак не может насытиться. Ценность денег сама по себе существовала и при социализме, и правит миром при капитализме. Поклонение «золотому тельцу» не может разрушить ни идеология, ни религия. Уменьшить вакханалию «общества потребления» призвана культура.

– Ну, что ж, ты, Люба, хотела всего добиться сама и добилась, –бывшая одногруппница итожила свысока на встрече, через два десятка лет после выпуска, мои результаты, (супруг ее приобрел этаж в небоскребе Манхеттена), – диссертацию защитила, в университете преподаешь, каждое лето проводишь в … как там его… поселке. Молодец!

– Жизнь всех расставила по своим местам, – согласно закивала владелица компании по … изготовлению окон с инязовским образованием.
– Мне мое место нравится! – улыбнулась я.
– Не у всех получается стать богатыми, – вздохнула учительница-одногруппница.
– Позвольте, я, например, никогда не ставила богатство самоцелью! – разговор на встрече начал меня задевать. Дамы переглядывались, неодобрительно ухмылялись. Вот и встретились, вот и поговорили…

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Количество времен года (сезонов), прописью?