»»»

Станция Курагино (Часть 2)


О технике и не только.

Почему нас так тянет в прошлое? Сказать, что жизнь была лучше, чем сейчас, было бы неправдой. Бытовые условия были гораздо хуже. Телевизор я увидел в 1962 году у родственников в Москве. Это было отдельное от всей страны государство, как и сейчас. Не было холодильников, водопровода, канализации. Но люди жили в этих условиях, другого просто не знали. Что бывают собственные автомобили, например.

Станция Курагино (Часть 2). О технике и не только.
Первый автомобиль Москвич-408 появился в Курагино у начальника комсомольского штаба стройки Николая Доровских. Это был просто пришелец из будущего. Он стоял на единственной асфальтированной площади перед райкомом и первое время собирал толпы зевак, особенно нас, пацанов. Но это уже был 1964 или 65 даже год. А первый легковой автомобиль был военный ГАЗ-67, на котором передвигались руководители стройки. Его я увидел в 1958 году летом по дороге на Ирбу, куда мы, пацаны, ходили купаться. Это была машина с брезентовым верхом, с фанерными дверьми, совершенно неприспособленная для зимы. Поэтому начальники и прорабы пользовались грузовиками - ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИС-150.

Почему сейчас такая мода на фильмы про 50-е, 60-е? Даже не всегда правдивые. Всем уже изрядно надоели бандитские разборки и картинки из жизни олигархов? Да еще так "талантливо" показываемые? Может правда тогда была настоящая жизнь? Настоящие, понятные отношения между людьми. Ну и наверное были свежи воспоминания о послевоенной разрухе и надежды на новую, более счастливую жизнь. В Сибири у местного населения воспоминания о войне были связаны с призывом, потерей близких, но всё-таки война отсюда была далеко. Прибывшие с европейской территории пережили и бомбежки, и оккупацию, и голод, как например мои родители, начинавшие совместную жизнь в разрушенном войной Ростове.

Разрушенный центральный универмаг в Ростове. И он же восстановленный в 60-х годах

Разрушенный центральный универмаг в Ростове. И он же восстановленный в 60-х годах.

Собор сразу после войны и восстановленный. Колокольню восстановили только в начале 90-х. Потом был Челябинск с его танковым полигоном почти под нашими окнами, каким-то непонятным взрывом, о котором нельзя было говорить, но все знали, что взорвался "Маяк", где делали атомное оружие. Потому что пол-города так или иначе были причастны к его восстановлению, а уж транспортные строители подавно. Это потом мы узнали, что произошла авария, сопоставимая с Чернобылем, а в то время никакой информации не было.

Например, приезжают люди на рыбалку, а к ним подходят какие-то штатские и говорят, что здесь рыбу ловить нельзя. А почему? А потому — сказано нельзя, значит нельзя! Да и вообще в народе в начале 50-х было какое-то предчувствие, что надвигается что-то страшное, и прошедшая война не последняя. Конечно, у нас не было той истерии, как в США, где граждане спешно возводили убежища, надеясь выжить в близкой атомной войне, да и какие убежища, если жилья-то толком не было. Кстати, 9 мая никто не праздновал, а был как бы день памяти и невесёлых воспоминаний. Чего праздновать-то? Ведь погибли более 20 миллионов человек. Многие фронтовики, особенно инвалиды, которых по городам было великое множество, влачили жалкое существование.

Вот на этом фоне в стране начинаются ударные стройки, под'ем целины, и люди, желая забыться, уйти от мрачной повседневности, спешат навстречу новым надеждам, новой жизни. Были, конечно, призывы, обещания, но многие ехали именно надеясь на перемены, по собственному желанию, " по зову сердца", как говорила тогдашняя пропаганда, и это было действительно так, но несколько в другом смысле. Моего отца уговорил ехать Юрий Алексеевич Чупринко, который и возглавил Горем-38 на новом месте. Хотя в Челябинске уже был более-менее устроен быт, неплохая по тем временам квартира, однако всё было оставлено ради новой жизни.

Что такое Горем-38? Головной ремонтно-восстановительный поезд - это полувоенная организация при министерстве путей сообщения, созданная во время войны для восстановления разрушенных железных дорог, и двигавшаяся вместе с нашими наступающими войсками. После войны эти поезда постепенно перешли на мирные рельсы, занимались транспортным строительством, жильем, строительством промышленных предприятий. В Челябинске строили паровозоремонтный завод, жилой дом в центре города. Впоследствии все строительные организации МПС были переданы в ведение нового министерства транспортного строительства, специально созданного для строительства новых железнодорожных линий и всей сопутствующей инфраструктуры. Горем-38 входил в состав треста Абаканстройпуть, который возглавлял Коротчаев Дмитрий Иванович , в последствии прославившийся при строительстве линии Тюмень-Сургут, заслуженно награжденный золотой звездой Героя соцтруда, и именем которого названа станция на той дороге.

И вот она, почти нетронутая природа, дремучая тайга, чистые реки, горы. Остались в прошлом тревоги, заботы. Работы много, она интересная, оплата хорошая, некогда думать о проблемах. Можно начинать строить жизнь с чистого листа. Постепенно налаживается снабжение, появляются такие товары, как ковры, радиоприемники. Это работа орсов - отделов рабочего снабжения.Юлиан Семенов Бытовые условия старались наладить как могли. Основной рабочий класс - это молодёжь, необремененная семьями, проживала в общежитиях, где было чисто, тепло. Нормальная капитальная столовая, где кормили за копейки.

Несколько спортивных площадок, стадион, зимний каток, клуб. Это всё в посёлке на станции Курагино. Конечно, в самый разгар стройки был большой наплыв "комсомольцев", как мы их называли. В те годы из больших городов, и прежде всего из Москвы, выдворяли " тунеядцев", "стиляг" и других нежелательных личностей на исправление трудом. Так вот тогда появлялись палатки, но только в летнее время. Вокруг палаток царило оживление, играла незнакомая музыка, "новобранцы" демонстрировали новые танцы, одежду, рассказывали анекдоты. Попадались и знаменитые личности, например известный московский футболист, который здорово усилил нашу команду. Но эти ребята надолго не задерживались.

Однажды отец привёл домой гостя - с темной бородой , в джинсах, которых мы до этого никогда не видели. За столом он рассказывал о жизни, политике, дальних странствиях. Я конечно был рядом и слушал все с открытым ртом. Если бы в то время было телевидение, то это можно было сравнить с передачей Д. Крылова "Непутевые заметки". Был это Юлиан Семёнов, который посетил нашу стройку проездом, по пути во Вьетнам, где в то время разворачивалась война с американцами. Это был его второй визит на Абакан-Тайшет. Первоначально возвели железобетонные опоры выше проектных отметокВспомнил я об этой встрече много лет спустя, когда на экраны вышел фильм " 17 мгновений весны". А после тех визитов появились его рассказы " Товарищи по палатке..", а потом" Голубые города". Много преувеличений и "героизма", но гению позволено, да и рассказы-то не документальные.

А вот случай из жизни. Многие об'екты строили желдорвойска, в том числе и знаменитый Козицкий виадук (или Крольский?). Первоначально возвели железобетонные опоры выше проектных отметок, ну ошиблись, с кем не бывает. Командир, обнаружив ошибку, решил провести занятия по взрывному делу и после этого возвели новые опоры по проекту.

Железная дорога строилась по современным технологиям, сразу под электротягу. Но первый поезд на станцию Курагино привёл добрый старый паровоз с портретом Сталина, хотя уже и прошёл знаменитый ХХ с'езд КПСС. Несмотря на суровые условия и довольно сжатые сроки строительства(за 7 лет почти 700км), применялась исключительно отечественная техника. Это автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, редко - МАЗ-200, в начале встречались и ЗИС-5. Трактора ДТ-54, С-80, С-100, а также бульдозеры, грейдеры и скреперы на их базе. Вообще, уровень механизации был довольно высок. Вручную траншеи уже не копали, хотя за 10 лет до этого, на строительстве Волго-Донского канала, ручного труда было ещё много.

Станция Курагино (Часть 2). О технике и не только.

Искусственные сооружения возводились исключительно по нашим технологиям и из наших материалов. В это же время в Сибири строились такие объекты планетарного масштаба, как Братская и Красноярская ГЭС, подземный Красноярск-26, Усть-илимская, в начале 60-х началась Саяно-шушенская ГЭС. Кстати, под'ездные пути для Саяно-шушенской строил тоже Горем-38, для этого там был организован участок в поселке Означенное. И везде только отечественные технологии, никаких "гастарбайтеров". А еще была целина, космодром Байконур. И после войны-то прошло 10 лет или чуть больше. А ведь война унесла около 20% населения страны. Ещё не всё было восстановлено в европейской части. Откуда же брались ресурсы для таких грандиозных строек? Техника, стройматериалы, рабочая сила.

Станция Курагино (Часть 2). О технике и не только.

Все эти объекты построены, успешно функционируют. Уже на БАМе появилась импортная техника, и в дальнейшем без " Komatsu", "Kato", "Caterpillar" не обходится ни одна стройка. Может в этом причина нашего сначала "застоя", а потом и полного краха машиностроительной отрасли? Ведь всегда проще купить, чем сделать что-то самому. Хоть и на последние деньги. Последняя громкая транспортная стройка — это железная дорога Адлер-Красная поляна, где применялись самые современные технологии из Канады, Европы, построена за 4(четыре) года, протяжённостью аж 48 километров. Сравните 700 километров за 7 лет. Тоже однопутная, электрифицированная, тоже сложные горные условия, но ведь здесь нет зимы, нет мерзлоты , и главное - всё до гвоздя импортное!

Всё на сегодня, всем удачи!

Станция Курагино (Часть 1)


Виктор ЧЕБОТАРЁВ
8.05.2016 г.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?