»»

Сроку давности не подлежит


"Люди мира! На минуту встаньте!"

Совсем недавно мы стояли на пороге грандиозной даты-шестидесятилетия победы над фашистской Германией. Дата, когда мы чествуем живых и вспоминаем погибших. Все меньше остается людей, переживших ужасы войны, все меньше живых свидетелей этого преступления перед человечеством.

Самые лучшие костюмы украшенные орденами надевают ветераны в День Победы, самые добрые слова и песни посвящаем мы им. Но немало среди участников войны было и пока еще есть людей, которые стараются о войне не вспоминать. Да и наше государство не особо поощряло их. Мы хотели бы рассказать о людях, прошедших фашистский плен.

"Люди мира! На минуту встаньте!
Слышите? Слышите? Звонит со всех сторон...
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон!"


Лет 20-30 назад этот припев песни об узниках фашистских лагерей был известным всем. Именно тогда и чуть раньше самая, наверное, мрачная страница минувшей войны открылась тем из нас, кто смутно представлял, что же это такое - Бухенвальд, Заксенхауз, Дора, Освенцим, Дахау и другие лагеря смерти. Все меньше остается людей, переживших ужас концентрационных лагерей 1941-1945 г. г. Все меньше живых свидетелей этого преступления фашизма перед человечеством. Может возникнуть вопрос: почему в год 60-летия Победы над фашизмом, когда мы чествуем героев, спасших от истребления сегодняшний мир, нужно обращаться к страшному прошлому, рассказывать о злодеяниях, творимых гитлеровцами. Ответ на этот вопрос можно дать только один: живущее сейчас поколение должно знать, как велик подвиг, совершенный нашим народом, одолевшим гитлеровскую машину зла.

Конечно, в плен сдавались. На фронте, как и в мирной жизни, отнюдь, не все герои. Есть трусы и подлецы, обыкновенные нерасторопные и нерешительные люди. Но в плен ведь попадали и против своей воли. Так случилось с генералом Лукиным, сыном Сталина Яковом Джугашвили, четырьмя из 28 панфиловцев и сотнями тысяч других-раненых, безоружных, не имевших возможности сопротивляться. В наше время нередко можно услышать: "Вон им какие деньги платят! Подумаешь, отсиделись в лагере, а теперь живут припеваючи!" Платят за что?
- За то, что им отрезали уши, носы, руки и бросали живое мясо собакам?
- За то, что их кормили объедками 2-3 раза в неделю?
-За то, что они работали по 12-15 часов в сутки в каменоломнях?
- За то, что на них проводили медицинские опыты, а потом морили в газовых камерах?
Так кто же они? Герои или предатели? По Сталинской логике, они все подлежали уничтожению (Приказ № 270!!!). Гитлеровцы их уничтожали... Но может так оно и должно, мы же помним из "Слова о полку Игореве":

"Лучше убиту бытии, чем полонену"?


Сегодня фашизм приобретает новое лицо. Молодцы с чисто выбритыми затылками называют себя "скинами" и выступают борцами за чистоту нации. По данным Международного бюро по правам человека в России сейчас 50 тысяч скинхедов и более 10 их организаций, а в остальном мире - 70 тысяч. Ужасающая цифра. Больно и обидно за страну и поколение не знающее своей истории.

Поднимая этот вопрос нам интересно было раскрыть для себя не столько саму тему плена (мы наткнулись на ряд публикаций, статей, материалов в Интернете по этому вопросу), сколько попытаться разобраться в проблеме на основе воспоминаний людей, не понаслышке знающих о лагерях смерти. Как попали в плен, что пережили они в страшных застенках, как сложилась их дальнейшая судьба, повлияло ли прошлое на их дальнейшую жизнь? Чем глубже погружались в тему, тем все больше вопросов возникало у нас…

Когда мы начали работать над этой темой, столкнулись с проблемой поиска местного материала. Пришлось по крупицам собирать сведения об этих людях. Таких данных нет ни в архиве, ни в военкомате, ни в Совете ветеранов. Но все к кому нам пришлось обратиться, с большим пониманием и интересом соглашались помочь нам всем, чем могли. Это заведующая архивом Калюга Антонина Евгеньевна, Начальник районного военного комиссариата Соболев Николай Алексеевич, ведущий специалист управления социальной защиты Попова Татьяна Викторовна, председатель Совета ветеранов Козликина. В Совете ветеранов нам подсказали к кому из ветеранов можно обратиться, архивом и УСЗН были предоставлены некоторые документы. Столкнулись с серьезными проблемами при общении с бывшими узниками концлагерей: ни сразу удалось вызывать этих людей на не очень приятный для них разговор, они просто отказывались про это говорить. Теперь мы осознаем причины такого поведения. Долгое время Родина и общественность не слишком церемонились на их счет. В плен попадали по-разному, но подписанный И.В. Сталиным приказ № 270 от 16 августа 1941 г. уравнял всех: и предателей, и трусов, и честных бойцов, и героев, и мучеников - все они были объявлены предателями и изменниками. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали репрессии, а родные солдат лишались льгот, предоставлявшихся семьям участников войны. Клеймо изменника легло на бывших советских военнопленных на долгие годы. Действовала еще старая схема: если был в плену, значит предатель или, поменьшей мере трус, слабак…

Итогом поисковой работы стало следующее: в данное время на территории района (по данным УСЗН) проживает четыре бывших несовершеннолетних узника немецких концентрационных лагерей. Это

Поздняков Анатолий Дмитриевич, проживающий в с. Кордово, Терентьева Валентина Николаевна, проживающая в Курагино, Канин Григорий Семенович из Маринино (в данный момент проживает в п. Курагино) и Бородулин Виталий Иосифович из с. Брагино.
Установить конкретное число военнопленных не представилось возможным, в силу известных обстоятельств: ранее этим вопросом занималось КГБ, да и сами ветераны не слишком распространялись об этом... Тем не менее, нам удалось разыскать и встретиться с Кузнецовым Алексеем Ермиловичем из Курагино и Копыловым Григорием Егоровичем из с. Брагино, побывавшими в немецком плену. Большую помощь нам оказала Рощинская школа, предоставившая материалы интервью с уже умершем Дремлюговым Иваном Григорьевичем, пережившем ужасы Бухенвальда и еще трех концлагерей. Использованы были и материалы районной газеты "Тубинские вести" за разные годы.
Наша работа ни в коей мере не претендует быть исчерпывающей по этой проблеме, но, тем не менее, заявив о ней, мы рады, что смогли заинтересовать ею других людей.

" У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки"- такой наказ фюрер давал своим коричневым ордам, марширующим по Европе. И они действительно вели себя так, что и сейчас мы не можем с уверенностью положительно ответить на вопрос: а люди ли были все те, кто пытал, истязал, расстреливал, кто превратил жизнь беззащитных людей, согнанных в концентрационные лагеря, в ад?
Гунны, орды Чингисхана упивались бессмысленным истреблением тех, кто вставал на их пути, но то, что творили эти так называемые "избранные" поражает своей жестокостью! Гитлер говорил: " Мы обязаны истреблять население - это входит в нашу миссию охраны германского населения... Я имею право уничтожать людей низшей расы, которые размножаются как черви". И уничтожали, используя любую возможность, как бы соревнуясь друг с другом в чудовищных зверствах. Местом массово уничтожения людей стали концлагеря.

Концентрационный лагерь - лагерь для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима. В фашистской Германии концлагеря - инструмент массового государственного террора и геноцида, были распространены и на оккупированных ею территориях. Существовали лагеря массового уничтожения, лагеря военнопленных. Крупнейшие из них - Бухенвальд, Майданек, Дахау, Дора, Освенцим и другие. За годы Второй мировой войны в них было уничтожено более 11 миллионов человек.

Прошедшие ад.

Война застала Дремлюгова Ивана Григорьевича из с. Бугуртак Курагинского района, курсантом учебного подразделения особого батальона связи 25 танковой дивизии под Минском. Гитлеровцы быстро продвигались вперед. У белорусского городка Чаузы завязался бой. Но силы были неравными, часть Дремлюгова была разбита. Раненый в ногу курсант еле добрел до полевого госпиталя. Здесь уже шла эвакуация. Перед глазами жуткая картина: кто без рук, кто без ног. Руководивший отправкой офицер сказал, что всем мест в машинах не хватит и легкораненых брать не будут. "Отковылял я в сторону, - вспоминает Иван Григорьевич, - а рядом десятки могил выкопано. И такая меня тоска взяла, хоть в яму бросайся и умирай". Но воля человека и долг солдата не дали ему этого сделать. Собрав последние силы, пошел Дремлюгов искать свою часть, навстречу нечеловеческим испытаниям, которые ожидали его впереди. Попал в окружение. "Окружили нас фрицы, - продолжил рассказ Иван Григорьевич, - кто не мог идти, тех пристреливали. А кто мало-мальски передвигался - увели в деревню. Там коровник был, туда и загнали нас. Пленных здесь было уже много. Утром приехало немецкое командование и спросило, есть ли среди нас офицеры. Некоторые отозвались, остальных отправили в Могилев". За время пути сибирский парень не переставал удивляться такому количеству народа. На сколько охватывал взгляд, были видны вереницы военнопленных. Сколько людей, такая сила! Но сделать ничего не могли... В дальнейшем судьба привела в Брест-Литовск. Здесь находился 307 концлагерь под открытым небом. Изможденных людей распределили по огороженным колючей проволокой клеткам. В соседней оказался земляк Дремлюгова Михаил Дягилев из Курагина. Ночью он попытался организовать побег. Под дождем группа из 40 человек бросилась к ограждению. Но с вышек заметили, открыли огонь, стали стрелять по клеткам. Сотни были убиты в ту ночь. А на другой день путь лежал в один из страшнейших лагерей Германии Бухенвальд.

Другой герой нашего рассказа Кузнецов Алексей Ермилович. До войны его семья проживала в деревне Кантигире что на реке Казыр в Курагинском районе ( нет ее сейчас, исчезла деревушка, как впрочем еще около двух десятков таких же). Позже переехали в Артемовск, где отец его работал на конюшне. Потом вновь переезд, теперь уже за пределы района в село Листвягово (Краснотуранский район), где и появился на свет Алеша. Жили хорошо, но вскоре отец погиб. На плечи матери легла тяжкая ноша. Рано парень пошел зарабатывать на хлеб и тем самым помогать матери. Перед войной уехал на Дальний Восток в Приморский край, где работал на комбайне. В 1940 году ушел служить в армию, где охранял цистерны с авиационным топливом. Попал в лагерь при схожих обстоятельствах: призыв в 6 армию из Краснотуранского военкомата в 1940году, участие в сражении под Москвой, окружение, плен, лагерь под Дрезденом... Копылов Григорий

Егорович был призван 25 июня 1941 года, воевал в 13 пехотном полку, в пулеметной роте подносчиком патронов. Первый бой под Минском. "Осталась нас горстка. К Москве наши силы стали отходить, а нас оставили прикрытием. В этом бою я получил ранение в голову. Со мной осталось 3 человека. Так попали в плен, где пробыли 2 года. В 1943 году, идя на работу с 16 товарищами, совершили побег. Ушли к югославским партизанам. Наш отряд стоял недалеко от города Загреба. Победу встретил уже со своими у реки Шпрея в 1945году".

У каждого сложилась своя послевоенная судьба. Но откуда могли они знать тогда, что придется пройти адские муки фашистских концлагерей? Растревожили душу, подняли с ее глубин то, что пыталась скрыть она за более полувек, закрыть пеленой. Удивительная эта штука - память! Пытаешься забыть и не можешь! Но может быть именно благодаря ней мы, новое поколение, сможем не допустить этих кошмаров и ужасов! Не допустить возрождения фашизма.

О совершенных фашистами страшных преступлениях против человечества и пойдет речь... .


Людей привозили в лагеря в товарных вагонах. "Концлагерь встретил нас железными воротами и километрами колючей проволоки под током. Стояли клетки, в каждой по 800-900 человек", - вспоминал Иван Григорьевич Дремлюгов. По прибытию люди делились на трудоспособных и нетрудоспособных. Происходило это зачастую так: невыносимые условия, голод делали свое дело. "Каждый день приходилось увозить на вагонетках тысячи трупов. Рельсы вели к серому зданию с высокой трубой. А затем перестали собирать умерших, так они и лежали среди живых. Трудно было понять, кто из них кто" - продолжал вспоминать Иван Григорьевич. Когда в клетке осталось 10-15 человек, немцы начинали отбирать наиболее здоровых: "Меня заставили пробежать метров 20, но ноги плохо слушались, и я упал. Хорошо, что со мной был мой товарищ Кыров. Он здоровее оказался и сказал немцам, что без меня не пойдет. Те разрешили. Набрали группу из 30 человек и отправили в лагерь Строян, что на северо-западе Германии".

Женские волосы, подготовленные к отправке в ГерманиюК трудоспособным относили физически здоровых мужчин и женщин, которых впоследствии отправляли на тяжёлые работы. Инвалидов, стариков, детей и женщин отправляли в лагеря для уничтожения. Им еще на железнодорожной платформе объявляли, что их ведут в баню. "Баня особого назначения" - так в лагерях называли газовые камеры. На входе была надпись "Для дезинфекции", а на выходе - "Вход в баню". Таким образом, люди ничего не подозревали, когда заходили в помещение, раздевались и оттуда их загоняли в газовую камеру. В потолке газовой камеры находились как бы душевые приспособления. Избивая людей и натравливая на них собак, гитлеровцы загоняли в камеру площадью 210м около2000 жертв. Двери закрывались и в помещение камеры, через специальные трубы, которые шли от потолка до пола, пускали газ "Циклон-Б". Через 15-20 минут двери газовой камеры открывались (за 1942-1944 г.г. в газовых камерах погибло 4 млн. людей).

У убитых отрезали волосы, которые перерабатывали в промышленный войлок и пряжу. Из такой пряжи вязали чулки для служащих имперских железных дорог. Перед отправкой волос на переработку их упаковывали в специальные пакеты весом по7000 кг. Экспертная комиссия установила, что такое количество волос должно было быть срезано у 140000 женщин. После этого трупы увозили в крематорий, где их сжигали, а золу использовали для сельхозудобрений. Документы погибших тоже уничтожались.

Что было лучше - умереть сразу или попасть в лагерь? Послушаем Ивана Григорьевича дальше: " Там уже находилось 170 военнопленных. Стали расспрашивать: откуда прибыла группа, как дела на фронте? Но никто ничего не знал. Заключенные находились в помещении свинарника. Деревянные нары с соломой показались подарком судьбы. Отдых был коротким. Вскоре - тяжелый, изнуряющий труд".

Узники  ОсвенцимаТруд узников использовался на предприятиях военного назначения, в шахтах, на химических фабриках и т. д. "Когда оказался в плену, нас отправили в концлагерь "Шталлаг - 8Е" в Дрездене, на руку накололи номер- 91586, - вспоминает Алексей Ермилович. - Шла война, город был в руинах, а на лагерь не упала ни одна бомба. Работали на военном заводе, ремонтировали танки "Пантера", "Тигр". Прилаживали деталь, а душу переворачивало всю…". Число заключенных, работающих на предприятиях Германии и на оккупированных территориях, достигало500-600тысяч. В одном из своих приказов Освальд Поль рекомендует более активно использовать труд заключенных. Их работа, по его мнению, должна быть "исчерпывающей в полном смысле слова для того, чтобы достигнуть максимальных результатов. Протяженность рабочего дня не должна быть ограничена ни чем..." Согласно этому приказу узники работали по 14-17 часов в день с небольшим перерывом на обед. Заключенных умышленно подвергали лишениям. Одетых не по погоде, их выгоняли на работы в зной, дождь, ветер, морозы на 17 часов ежедневно, без выходных. При самом плохом питании их принуждали к тяжелейшему труду.

"На работу водили осушать болото. Из еды давали 200 грамм хлеба, жидкий суп, а вечером - баланду" - вспоминал Иван Григорьевич. Кузнецова А. Е. и его товарищей кормили не лучше - брюквой с опилками! А ведь им приходилось работать в поле от восхода солнца и до темноты. "Когда кто-нибудь просил есть, то их начинали бить, кидали в лицо объедки. Особой жестокостью отличался полицай Максим, который был нашим конвоиром". Но не все русские конвоиры оказались предателями. Алексей Ермилович вспоминает полицая Михаила из Абакана (!), который был добр к узникам - тайно передавал еду. Когда их переводили в другой лагерь, оказалось, что Михаил русский разведчик. Между собой предателей из числа пленных узники называли "кабо". Они то и были чаще всего самыми безжалостными по отношению к пленным.

Страница 1 из 212»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?