»»

Ностальгия по России


Ностальгия по России

Сотни тысяч россиян прошли через горнило Великой Отечественной войны. И самым радостным и светлым праздником для них был и остается День Победы. Казалось, что больше ничто не омрачит жизнь победителей, которые ради этого дня претерпели столько горя и страданий.

Один из участников Великой Отечественной войны Михайлов Николай Карпович даже в страшном сне не мог себе представить тогда, что в преклонном возрасте ему придется жить на немецкой земле. Впервые с немцами он встретился в Белоруссии в 1943 году, когда его молодого лейтенанта, после окончания Новосибирской школы направили на фронт.

"13 декабря нам выдали небольшой сухой паек - сухарей и одна банка тушенки на двоих, - вспоминает Николай Карпович. Построили, зачитали приказ, а потом началась артподготовка. Сначала били пушки, потом "Катюши", после чего взлетела красная ракета и "ура!" - в атаку. Вперед пошли наши танки с десантниками, следом - пехота. С немецкой стороны тут же застрочили пулеметы, начался минометный обстрел и пошла гулять "курносая" по тому роковому полю".

В этом бою Николай Карпович был дважды ранен. Осколок из ноги "вытащили" во фронтовом госпитале, а другой - в пояснице он носит до сих пор. "Кто говорит, что на войне не страшно, тот говорит не правду - страшно, продолжает ветеран. Когда я раненый лежал на поле, то ко мне подбежал санитар для перевязки, но когда обстрел усилился он убежал. Но потом все-таки вернулся и оказал мне помощь. Полночи я полз по заснеженному кочковатому болоту до палатки санчасти".

Подлечив раны, Николай Карпович снова вернулся в строй. Служил в разведке, в секретной части разведотдела штаба 43 армии. Навсегда в памяти ветерана остались выжженные деревни, бои в восточной Пруссии и долгожданный, незабываемый День Победы, который он встретил в Данциге. За храбрость и мужество ветеран награжден боевыми наградами: медалями "За отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией", Орденом Отечественной войны первой степени и др.

После демобилизации в 1947 году Николай Карпович вернулся в Артемовский район, где началась его мирная работа на ниве школьного образования. Вчерашний кадровый военный заочно окончив Минусинское педагогическое училище, работал в школах Артемовского и Курагинского района, в Курагинском детском доме, в районном отделе образования. Многие помнят его - симпатичного подтянутого мужчину с лихими усами.

В 1986 году Николай Карпович ушел на заслуженный отдых. Общий стаж в образовании составляет у него около сорока лет. Но как говорится в песне "Покой нам только снится". Настала перестройка, а вместе с ней пришли новые проблемы. Супруга у Николая Карповича, Ольга Яковлевна - немка по национальности, в 1994 году вместе с дочерью и сыном засобиралась на историческую родину в Германию. Ветеран никак не мог принять такое решение - ехать к бывшим врагам. Пришлось развестись с супругой.

"Но без семьи мне было плохо, вспоминает Николай Карпович. Поэтому в 1998 году все же решил ехать к ним в Германию. Там опять зарегистрировали брак с супругой. Гражданство имею Российское, живу по гостевой, т.е. временной, визе. От германских властей не получаю ни копейки, так как я русский человек. Пенсию мне начисляют в Курагино, а родственники пересылают мне ее по почте. За годы, прожитые в Германии, немецким языком не овладел, говорю плохо, так только для магазина, аптеки и больницы. Телепередачи на немецком языке не понимаю. А изучать язык в совершенстве - уже поздно. Если взглянуть на Германию с птичьего полета - все в ней обжито, обустроено: отличные дороги, мосты, коммуникации. Четко работает транспорт - на каждой остановке висит расписание движения автобусов. Чистые города, повсеместное озеленение. Но все это для нас, приезжих из России - чужое. Чужбина не радует, ко всему полное равнодушие. И вообще над населением страны постоянно висит страшным пугалом безработица…".

Николай Карпович находит утешение в творчестве. Пишет воспоминания, стихи. В 2006 году он установил творческие связи с Курагинским архивом. Выслал копии документов, фотографии, экземпляры творческих работ. В этом году в архиве будет открыт его фонд, куда войдут представленные документы с которыми уже ознакомились многие его коллеги.

Уважаемый Николай Карпович, тебя помнят твои земляки и желают доброго здоровья!


А. Е. Калюга



Эмигрант
Заграница, заграница,
Каждый пятый - эмигрант
И я залетная здесь птица,
А сколько ж нас из разных стран?
Турки, негры и поляки,

Впрочем, наций всяких, всяких:
Югославы и румыны,
Итальянцы, греки, финны,
Разом всех не перечесть
И как всегда евреи есть.

Германия кишит народом,
Полны поселки, города
И немцами, и разным сбродом,
Из Африки и Азии все жмут сюда.

Едят бананы африканцы,
А азиаты - все подряд,
Деньгу куют американцы,
А турки марльборо дымят.

Что русакам? - Лопаты, швабры,
Носилки, плюс к ним кирпичи
И не пищать! А то - за жабры!
Доволен будь и не бурчи.

Чужой язык, чужие нравы
Непонятные для нас.
Нам нет ни почести, ни славы,
Недобрый взгляд скользит по нас.

Идешь средь люда городского
И не спросить, и не сказать,
И не слыхать родного слова
Пустыня сплошь, куда бежать?

"А, что Россия - мать Родная"?
Да хочешь верь или не верь
Житуха в ней сейчас такая -
Ставь в жилье стальную дверь".

Порой коснется ностальгия,
Ведь прошлый путь не зачеркнешь.
Как живешь ты там, Россия?
О чем-то вспомнишь и вздохнешь.

И как не вспомнить мать родную,
Уж ты прости нас беглецов,
Что мы ушли в страну чужую
Из-за деяний подлецов.



Если нет прибежища в пустыне -
Душа летит в родной далекий край
И так всегда не только ныне.
Ад - вот он рядом, а где же рай?

Н. К. Михайлов

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?