»»»

"Трасса мужества" - Веловодный поход


Веловодный поход - "Курагино - Кошурниково - Артёмовск - Шиндинский водопад - Курагино"

Общая протяжённость около 360 км. Из них 170 км на велосипедах, вдоль знаменитой трассы "Абакан - Тайшет". Около 15 км пешком, горы в окрестностях г. Артёмовска. Остальная часть пройдена по красивейшим сибирским рекам: Шинда, Кизир, Казыр и Туба. Каждая река, как человек, обладает своим неповторимым характером и нравом.

Схема маршрутаПлан маршрута начал созревать в наших воспалённых умах практически сразу после того, как улеглись эмоции от веловодного путешествия прошлого года. По сравнению с тем, что нам предстояло - это цветочки. И вот, мы кинули клич в Интернете в надежде, что найдутся такие же странные люди, как и мы. Как оказалось, в своём роде мы единственные. И даже третий человек в нашей команде постепенно отошёл.

Итак, мы остались наедине друг с другом и нашими планами. Согласовали дату отъезда с бабушкой т.к. она брала наших деток на время нашего отсутствия, было решено ехать 9 июля. Но за день до отъезда дату перенесли на 12-ое, и как оказалось, к лучшему. 11 июля отвезли детей к бабушке, договорились, что связь держим через сотовый, вернёмся через пять дней. Заехали за картошкой (куда в походе без неё?), вещи собраны и ждут своего часа в углу прихожей. В этом году мы начали подготовку серьёзней. Приобрели кое-что из снаряжения. В прошлом году из нашего, были только велосипеды. Итак, мы готовы к приключениям!


1-ый день. "Мы едем, едем, едем!..."
12 июля, четверг.

До Кошурникова 86 кмОбычная суета перед дорогой. Наспех несколько бутербродов в рот, заглатывая чаем. Мысли уже давно в дороге. "Всё самое необходимое" перетаскиваем к велосипедам, а в мыслях невольно задаёмся вопросом: "А как мы всё это повезём?" Спустя пол часа вещи утрамбованы и накрепко примотаны к нашим "железным лошадкам". Вове, как всегда, досталась резиновая лодка, вёсла, рюкзак с тёплыми вещами и всякая мелочь, уложенная в корзинку. Ко мне на багажник прикрепили резиновую камеру и палатку, позже туда переместился рюкзак, и полная корзинка всего остального. Вспоминаем, всё ли мы выключили, закрыли, и взяли. Есть на то народная примета, что-нибудь всегда забываешь. Но как водится, это узнаёшь уже в дороге.

Сверяем часы. В восемь часов тридцать минут наша доблестная (я бы даже сказала бесстрашная) команда двинулась на поиски приключений. Народная примета сработала, когда мы не отъехали от дома и пол километра. Вова засомневался: "А положил ли я велосипедный насос?" Вещь, как понимаете, в походе, а в особенности нашем, совершенно необходимая. И мы встали. Вроде бы он точно помнил, что положил, но там, насоса не оказалось. Возвращаться не хотелось - плохая примета, тем более перед таким ответственным мероприятием. Поступали предложения поехать на рынок и купить новый насос. Я представляю нас, в полном обмундировании на нашем рынке! Хотя посёлок у нас и большой (15000 населения) но всё-таки посёлок. Это будет такая популярность, какую ни одна реклама в Интернете не обеспечит. И не скажу, что самая приятная.

После непродолжительных поисков насос был всё-таки найден. Потеряны пятнадцать минут, но мы движемся дальше. Наконец мы выехали за пределы посёлка. Уже неделю стояла жара, а в этот день утро было туманное. Ещё свеженькие и полные сил, первые препятствия, в виде двух горок (первый и второй Увал) мы преодолели шутя. На втором Увале остановились перед знаком "Кошурниково 86 км", чтобы запечатлеть объём предстоящей работы. Здесь же, на обочине дороги была замечена красная тряпка. Очевидно, была сорвана порывом ветра у проезжающего мимо грузовика. Не долго думая, мы распилили её на две части и привязали по бокам Вовиного груза, что по всем правилам указывает на его внушительные габариты. Была ещё мысль приделать Странные рисунки на пшеничном полетабличку, что-то вроде "Курагино - Кошурниково - Шиндинский водопад - Курагино". Но потом сочли, что это слишком помпезно и длинно звучит. Но мы и без всяких табличек привлекали внимание пешеходов и водителей, особенно большегрузных машин.

Слева от дороги наше внимание привлекли странные круги на пшеничном поле. Это даже были не круги, а, возможно, какой-то рисунок. Разглядеть его не представлялось возможным, в виду его масштабов. При ближайшем рассмотрении, пшеница уложена очень ровно, что никак не указывает на причудливую игру ветра. А если это чья-то шутка, то она явно затяжная. В общем говоря, над этими загадками десятилетиями бьются многие лучшие умы. Мы сошлись во мнении, что об этом факте нужно непременно рассказать профессору Болотову.

Наш путь продолжился. В с. Берёзовское была первая остановка (фото). Село основано в 1766 году. Истории населённых пунктов нашего района во многом схожи, но во многом и различны. Потомки жителей села были каторжанами Ирбинского железоделательного завода, крестьяне из Центральной России, высланные за непокорность. Село с богатым прошлым и, надеюсь, хорошим будущим. Вся история Березовского и его жителей, бережно хранится в сельском Музее - филиале Курагинского краеведческого музея. Он создан благодаря учителю истории и краеведу Климкиной Е. М. в 1988 г. Сегодня Березовский музей украшение села, а его заведующая Катина Е. М. своей работой и отношением к людям доставляет немало радостных и памятных минут односельчанам.

Многое связывает с этим селом и нашу семью. Долгие годы здесь живут мои родственники, а Вовин отец работал прорабом в совхозе "Уральский" и под его началом строился этот музей. Сейчас, как грибы после дождя, появляются магазины, красивые и большие. При этом разрушаются исторические здания (фото), клуб в унылом состоянии, какая может быть от них прибыль? В одном из таких магазинов мы немного затарились. Купили в дорогу воды, конфет (как же без них) колбасы, помидоры и огурцы. Эти несчастные огурцы проделали с нами практически весь путь, и были съедены только по дороге домой.

Теперь можно было спокойно продолжить свой путь. Примерно через двадцать километров от Берёзовки асфальтированная дорога закончилась. И то даже не вина наших дорожников, а наш осознанный выбор. У нас была возможность ехать по асфальтированной новой дороге до самого Кошурникова, но мы лёгких путей не ищем, и поехали по старой. Основным преимуществом, и решающим, старой дороги было то, что она проходит вдоль великой сибирской реки Кизир и знаменитой трассы "Абакан - Тайшет". И для нас этого было достаточно, чтобы отказаться от некоторых удобств. И ещё одно немаловажное преимущество - старая дорога не пользуется популярностью у большегрузных машин. Но значительный минус в том, что даже от легковой машины остаётся шлейф пыли, который в безветренную погоду очень долго не желает оседать. Но ведь когда одни плюсы - это, по крайней мере, подозрительно! Без минусов не обходится ни одно дело.

Нами было принято решение ехать до тех пор, пока жаркое июльское солнышко не станет слишком припекать. Утром его заслонял туман, позже он медленно, но верно стал подниматься, превращаясь в лёгкие облачка. Когда растаяли и они, то мы устроили первый серьёзный привал. Остановились на мостике через небольшую речку. Спидометр на велосипеде у Вовы показывал, что мы прошли сорок километров. Всё-таки спидометр - это полезная вещь в таких путешествиях. Интересно отслеживать скорость, с которой мы движемся. В самом начале нашего пути так называемая "крейсерская скорость" приближалась к 20 км/ч. Как показал опыт, понятие о "крейсерской скорости" менялось обратно пропорционально пройденному пути. И если в начале пути она равнялась 20 км/ч, то в последствии и 10 км/ч казались нормой. А на некоторых участках она падала до 2 км/ч.

д. Николаевка Наш путь проходит через много населённых пунктов, в том числе и деревню Николаевка. Основное отличие этой деревни от других в том, что уже более тридцати лет её нет на карте нашего района. В 70-е годы прошлого столетия в связи с постановлением ЦК КПСС (1965г.) "О необходимых мерах по развитию сельского хозяйства страны" закрылись десятки так называемых "неперспективных" деревень и сёл. Трудно предположить, что от этих мер выиграло государство, но этот унылый пейзаж производит гнетущее впечатление. Покосившиеся дома пустыми глазницами своих окон смотрят на безразличных к их судьбе прохожих, вспоминая время, когда и в них кипела жизнь. А теперь они идеально годятся для съёмок фильмов о войне.

Чем ближе мы приближались к тайге, тем круче становились горки. Долгая дорога постепенно сказывалась на наших мышцах, а особенно на пятой точке. И мы уже с удовольствием меняли положение тела и просто закатывали велосипеды с багажом в гору. Один такой подъём вспоминается с особой "теплотой". Преодолев около шестидесяти километров, нас ждала горка, в которую даже гружёные лесовозы поднимались и спускались с большой осторожностью. Что же говорить о нас, простых усталых путниках? Перед началом подъёма мы пересекли железнодорожный переезд. Находившиеся неподалёку железнодорожники посмотрели на нас с нескрываемой жалостью, и позже стало ясно почему. Мало того, что склон очень крут, а дорога грунтовая, так она ещё и заворачивается в форме спирали. Ко всем вышеперечисленным удовольствиям прилагались ещё и многочисленные мухи и слепни, которые сопровождали нас на протяжении всего пути.

Спустя минут тридцать или сорок такого подъёма последовал долгожданный спуск, который был не менее крутым, чем подъём. Но и на спуске скорость увеличивается не на много, т.к. по грунтовой дороге, да ещё и с приличным грузом велосипед может кидануть так, что придётся только косточки собирать. И ещё немаловажным фактором является наличие большегрузных, и не только, машин. И таких подъёмов и спусков на нашем пути было ещё много. В основном это были тоннели знаменитой трассы Абакан - Тайшет.

А под этой горой уютно расположился посёлок Андреев Ключ. Для нас это было маленькой победой трудного дня, так как в этом месте впервые наш путь встретился с великой сибирской рекой Кизир. Здесь, на берегу реки мы устроили настоящий привал. В первую очередь искупались, смыв с себя дорожную пыль. Потом поели и с новыми силами отправились дальше. с. Кордово

Следующий населённый пункт в нашей культурной программе - село Кордово. Впервые упоминается в летописи 1878 года. С момента основания этого населенного пункта люди занимались охотой, рыбалкой, заготовкой и переработкой древесины, земледелием и скотоводством. Основной расцвет села начался с 1963 года, когда Саянскую экспедицию, а затем партию возглавляли Соловьянович В.Ф. и Гогунский В. П. Именно им обязаны жители Кордово в строительстве многих социальных объектов, в том числе средней школы, жилья, дороги, пекарни, столовой, бани, детского сада. Малоизвестным фактом является то, с. Кордово было первым районным центром, Артемовского района, образованного в 1935 году.

Подъезжая к железнодорожному посёлку Журавлёво, по левую сторону от дороги нас встретила неизменная примета цивилизации, помойка. Вместе с ней появилась и ещё одна, сотовая связь. Мы решили воспользоваться второй, позвонили моей племяннице в Кошурниково и сообщили, что едем. В это время над головами стали сгущаться тучки, что нас не огорчило, а даже обрадовало, жара немного спала. Мост через р. Кизир, с. Журавлёво

Ж/д посёлок Журавлёво, как и д. Усть-Каспа, входит в состав Кордовского сельсовета. Своё название посёлок получил в честь одного из членов изыскательской партии инженера Алексея Журавлева. Он, как и его товарищи, трагически погиб при изыскании трассы Абакан - Тайшет. Когда мы доехали до Журавлёво, остановились на их уже прославленном мосту. В 2004 году было закончено его строительство в целях освоения месторождения железных руд "Мульгинское". Пока мы любовались видами с моста (фото), тучи не только сгустились, но стали активно грохотать, причём с нескольких сторон одновременно.

Спустя некоторое время пошёл дождь, но мы даже не стали доставать дождевики. Каждая капля, которая долетала до нас, просто испарялась, таков был градус нашего нагрева. Примерно в это время Вова стал заметно сбавлять скорость. Даже перед маленькой возвышенностью он спешивался и заводил велосипед в горку. Потом совсем выдохся и предложил остановиться. Укрывшись под разлапистой елью от дождя, мы попили горячий чай из термоса с тем, что когда-то называлось шоколадными конфетами. Для Вовы это равносильно допингу - силы прибавились, но легче ехать от этого ему не стало.

Уже возле деревни Усть-Каспа мы поняли, в чем причина. Оказалось, что резиновая лодка, разместившаяся на Один из многочисленных подъёмовего багажнике, незаметно сползла на бок и давила на вёсла, а они в свою очередь давили на задние тормоза велосипеда. И таким образом наш неутомимый Вова примерно около десяти километров ехал на тормозах. После того, как всё было устранено, он припустил так, что мне оставалось его только догонять.

Многие километры по сибирской тайге запомнились, как это не странно, не каморами и мошкой, а обыкновенными мухами, которых можно встретить в любом доме в тёплое время года. Вот едёшь ты по таёжной дороге, тебя не радуют даже спуски, потому, что за ними неизменно будут новые подъёмы. А новый подъём - это ещё пол часа непринуждённой прогулки. Твой велосипед, гружённый по самое некуда, становится тяжелее с каждым пройденным метром. А эти самые мухи постоянно жужжат под ухом, стремятся залезть к тебе в глаза и запихнуть свои волосатые лапки в рот. Завершают картину невероятных размеров слепни. Их не так много, как мух, но они, то и дело, стремятся пристроится к твоему оголённому участку тела, чтобы в спокойной обстановке насладиться свежей кровью. Вспоминаются слова великого русского поэта: "Эх, лето красное! Любил бы я тебя, кабы не эти комары, да мухи!.."

После такого подъёмчика, ты садишься на велосипед и понимаешь, что верхняя часть твоего туловища отказывается признавать своё родство с нижней. Но деваться не куда, и ценой невероятных усилий ты продолжаешь движение вперёд. Вот и долгожданный асфальт и вскоре знак "Кошурниково 10 км". Практически с самого начала наш путь пересёкся с бригадой железнодорожных ремонтников. Мы проехали мимо, когда они ремонтировали пути, через некоторое время работники нас обогнали и снова остановились. Пока они работали, мы их опять обогнали. Дорожный укозательТаким образом, мы играли в чехарду на протяжении шестидесяти километров. Уже в конце рабочего дня, когда бригада возвращалась домой, мы им попались на встречу. Это была встреча родных друг другу людей: они высунулись из всех окон, махали нам руками и сигналили. Видимо, не каждый день на этой дороге встречаются такие странные люди, как мы.

Последний раз по дороге остановились перевести дух и перекусить на мосту через реку Джебь (фото). Ещё один рывок, и мы у цели. Посёлок железнодорожников Кошурниково назван так в честь руководителя прославленной изыскательской партии Александра Михайловича Кошурникова. Он, как и его товарищи, погиб при выполнении своего долга в ноябре 1942 года. Долгие годы на месте будущего посёлка была непроходимая тайга. И только 29 апреля 1958 года первые 14 человек прибыли на место будущей стройки п. Кошурниково, где был и забит первый колышек на берегу реки Джебь. А официальной датой образования посёлка Кошурниково является 14 ноября 1979 года.

С тех пор многое изменилось в жизни посёлка. Появилось множество организаций, предприятий и учреждений, выросло население. Но Кошурниковцы помнят и чтят подвиг того, чьим именем назван их посёлок. В СШ № 22 создан музей имени А. М. Кошурникова, в котором бережно хранится история подвига его изыскательской партии. В посёлке железнодорожников мы были в половине седьмого вечера. Подъехали к дому родственников около семи. Спидометр показывал, что примерно за девять часов мы преодолели 93 километра. Первый героический день подходил к концу и завтра нас ждали новые приключения и интересные знакомства.

Страница 1 из 41234»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (2)

Ольга 13. 12. 2018 21:28
Гость
Какие же вы молодцы! Шинда-красавица! Кизир великолепен! Альпийские луга в районе Артёмовска ошеломляют своим роскошным видом! Как давно я видела эту красоту! Ничего нет краше тайги!
сергей 13. 12. 2018 21:27
Гость
Всё прекрасно.Все молодцы кто над всем этим работал.

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?